суббота, 19 апреля 2014 г.

Тайны горы Гилдакин - поход на священную гору

Так уж устроен человек, что все мистическое, загадочное тянет его к себе как магнит. И вроде страшно, но интересно, жуть... Особенно, если корни загадок уходят в глубину веков настолько, что, заглянув на самое дно, не увидишь ничего, кроме скрывающей тайну темноты.

Каменные изваяния на острове Пасхи, загадочные мегалиты Стоунхенджа... кто знает, когда, зачем и кем они были поставлены? Пока ученые ломают головы над этой загадкой, толпы туристов спешат посетить сакральные места. К ним давно проторены уже даже не дорожки, а самые настящие хайвеи, туристические маршруты, комфортные отели с мягкой постелью и горячим душем.... К чему я это все веду? Да к тому, что проторенными дорожками не пройдет только ленивый. А вот найти самому путь к древнему святилищу, блуждая медвежьими тропами по непролазной тайге, проваливаясь по пояс (а иногда и выше!) в болото, ночевать в палатке, вокруг которой всю ночь бродит голодный... Стоп, лучше начать все по порядку.
 Восхищаясь всемирно известными памятниками древних цивилизаций, мы порой даже не подозреваем, что не менее увлекательное и загадочное находится совсем рядом. Ну, ладно там, петроглифы Сикачи-Аляна, Амурские столбы на слуху у многих дальневосточников, а вот о существовании Гилдакина практически никто не знает. В том числе и я еще год назад. Поэтому, услышав заявление Василия Заикина, руководителя туристического клуба «Чейен», о том, что он собирается в поход на Гилдакин, особого энтузиазма сначала не вызвало. Но просто любопытства ради поинтересовалась. Оказывается, ходит туда Василий уже не первый раз. Два года он пытается с разных сторон подойти к загадочной горе. Дело в том, что дорогу туда знают старые потихоньку шаманящие нанайки и немногочисленные проводники, берущие за свои услуги немалую плату. Ну, этот вариант сразу мимо. Для уважающего себя туриста гораздо интереснее самостоятельно отыскать дорогу... а дорогу, собственно, к чему?

Дома загугливаю в Интернете название и получаю следующий результат: статья Артема Чумакова из «Родного Приамурья» за 2006 год.

«...Представьте себе гору, на вершине которой находятся гигантские каменные фигуры. Главной фигурой ансамбля является женщина, за которой стоит свита. Их взоры обращены на восток – в сторону восхода солнца. Перед женщиной – коленопреклоненная группа, во главе которой также женщина. Другие каменные изваяния похожи на людей и животных. Можно угадать в них сову, коршуна, собаку, черепаху. На скалах есть рисунки и знаки, похожие на иероглифы, арабские письмена и кириллицу. Есть на вершине и каменная стена, сложенная из блоков.

У нанайцев гора Гильдакин (они называют ее Голдахин) издавна считается священной. Этим каменным фигурам они поклонялись как богам. На горе происходят странные явления. Вот что рассказывал мне отец:

- Когда подходишь к подножью Гильдакина, слышишь песню женщины. И это не галлюцинации одного человека, песню слышат все, кто совершает восхождение. В некоторых местах при попытке разжечь костер ничего не получалось – дым уходил не вверх, а вниз. Возможно, там находятся пещеры или система подземных ходов. А еще там сильная магнитная аномалия. Компас будто с ума сошел, но как только мы спустились с горы, стрелка снова стала показывать точно на север. Но главное не в этом. Меня удивило следующее: я разложил на одном из камней пищу, налил в стаканчик воды и помолился каменным богам, чтобы отпустили меня с миром. И – чудо! Компас перестал «хулиганить» и показал точный ориентир… на юг, где был мой дом. Мы с попутчиком быстро собрали рюкзаки и пошли вниз по склону туда, куда показывал компас. В следующих экспедициях таких аномалий с компасом не было. Я подумал, что мой попутчик не понравился духам горы, и они как бы намекнули, чтобы мы ушли...

По моему мнению, на вершине горы Гильдакин была создана рукотворная каменная насыпь, на которой установлены мегалиты. Возможно, это произошло в период матриархата, поскольку все поклоняются фигуре беременной женщины...»

В другой статье о необычных камнях, похожих на фигуры людей и животных, говорится как о денудационных останцах, то есть о природных памятниках, образовавшихся под влиянием тех или иных геологических процессов.

Не знаю, кого как, а меня эта гора сразу «зацепила». Интересно же своими глазами увидеть эти то ли рукотворные, то ли природного происхождения столбы. Так что на вопрос Василия о том, кто идет с ним в экспедицию, я сказала, что иду однозначно.

Несмотря на то, что желающих набралось довольно много, в поход в итоге отправились только я и Вася. У остальных по закону подлости возникли различные непредвиденные обстоятельства. Наш руководятел, ой, руководитель (Вась, прости, сам заразил)))) объяснил, что это обычное явление: гора Гилдакин просто так к себе не подпускает. Хотите — верьте, хотите — нет, но у меня за два дня до похода начала хромать нога, просто так, без видимой причины. Но я уже настолько «загорелась» этим походом, что остановить меня могли только множественные переломы.

(Примечание: Здесь и далее фотографии взяты с сайта http://photoshare.ru, размещённые Заикиным В.С. в свободном доступе.
И явно являются относящимися к этому походу. Ссылка на альбом: http://photoshare.ru/album308737-9.html
Надеюсь авторы фотографий не будут в обиде, что мы размещаем их здесь).

Итак, сначала — два часа на «Метеоре» от Комсомольского речного вокзала до селения Нижние Халбы. Оттуда — теоретически 12 км до горы. Но, повторюсь, это теоретически, по JPS-навигатору. Но поскольку люди не летают как птицы, напрямик туда попасть не получится. Вершина находится в труднодоступной части заповедника «Комсомольский». В принципе, в прошлом году экспедиция Василия один маршрут проработала. Но он занимает много времени, потому как идти надо сильно в обход. В этом же году было запланировано проверить другой маршрут — более короткий, но нужно найти брод. На пути — озеро, точнее, больше оно похоже на заливной луг. Переобуваюсь из кроссовок в резиновые сапоги, но уже через пять минут, провалившись в воду выше колена, понимаю, что это было бессмысленное занятие.

Скакать в резиновых сапогах по кочкам — процесс, надо сказать, не очень-то увлекательный и довольно изнурительный. Потому как они — кочки — заразы, скользкие. Подскользнулся — шлепнулся на пятую точку в воду. Рюкзак за спиной балластом тянет назад. Начинаю от души сочувствовать тому жуку из детской азбуки в стишках. Тут-то на помощь рассчитывать не приходится. Через каких-то полтора часа силы, кажется, уже на исходе, в голову лезут запоздалые мысли о том, что умные люди проводят свои выходные каким-то другим способом, уж точно не прыгая по кочкам в мокрой одежде с рюкзаком за плечами. Ладно, если дойдем до цели, результат будет того стоить.
Гилдакин 2010.. p0000143 (Спорт)
        Поскольку Василий шел в метрах двадцати впереди меня, то я никак не могла видеть, как он в поисках брода неожиданно ушел под воду с головой. Выбрался чудом. Я же услышала только итог: «Возвращаемся, здесь брода нет!» Абзац. Это получается, мало того, что все героические усилия насмарку, но и обратный путь короче за это время не стал. Поскольку выразить свои эмоции по этому поводу литературными словами не получится, поэтому, как говорится, «ноу комментс». Идем назад.

Гилдакин 2010.. p0000126 (Спорт)

Где-то через четыре часа после начала похода предпринимаем вторую попытку найти брод, теперь уже в лесу. Всего-то, по идее, надо перейти лесную речушку Халбинка, только проблема в том, что буквально перед нашим походом целую неделю шли просто ну очень проливные дожди, поэтому лес теперь не очень отличается от того озера, с той лишь разницей, что теперь в воде приходится прыгать через коряги. А самое главное, небольшая речушка превратилась в бурный поток, который заставил опять повернуть назад.
Гилдакин 2010.. p0000139 (Спорт)
      Начинаю верить, что Гилдакин, действительно, непростая гора, раз так стоически оберегает все подступы к ней. Силы почти на нуле, настроение — тоже, нога, вначале немного побаливающая, теперь уже вовсю возмущается таким издевательством над собой. Впереди — путь назад. Вот только назад — это куда? В поисках брода зашли довольно далеко вверх по речке и теперь, отойдя от нее, вдруг оказались в полной тишине посреди однообразного леса.

JPS-ка «глючит» по-полной: сначала направляет в одну сторону, через минуту — в противоположную. Устраиваем привал, подводим итоги. Полдня потеряно зря, времени остается в обрез (экспедиция рассчитана на 3 дня), брода нет. Поход можно признать неудавшимся. Найти дорогу обратно, успеть на вечерний обратный «Метеор» - и в этот же день можно вернуться домой. Безумно жалко и обидно, но что поделаешь? Да и романтики пешего туризма мне за эти полдня хватило выше крыши. Проникнувшись мистицизмом горы, обращаюсь к ней: «Все, не переживай, мы не идем к тебе. Отпусти теперь, выведи на дорогу». Можете отнестись к этому как к простому совпадению, но уже буквально минут через пять мы услышали шум ручья, спустившись вниз по которому, вышли на тропу.
Гилдакин 2010.. p0000167 (Спорт)
        На повороте к деревне решили сделать последний привал. Василий достал карту, сделал пометки. В принципе, маршрут проходимый, если бы не разлившаяся речка... Самой обидное, что гора — вот она, близко. Даже отсюда видно. А при наличии фотоаппарата с хорошим зумом можно спокойно разглядеть эти самые загадочные столбы. Вот уж точно, близок локоток, да не укусишь.
Гилдакин 2010.. p0000254 (Спорт)
Гилдакин 2010.. p0000264 (Спорт)
        И тут Василий заявляет, что из соседней деревни можно добраться до Гилдакина буквально за день. Вот только проблема в том, что деревня эта по другую сторону небольшого заливчика. Забыв про данное горе обещание на нее не соваться, предлагаю нанять в Нижних Халбах перевозчика, перебраться в соседнюю деревню и предпринять еще одну попытку покорить строптивую вершину.

В поселок возвращаемся уже с совершенно другим настроением. Даже усталость куда-то пропала. Не буду подробно останавливаться на поисках лодочника. Скажу одно: мы сделали вывод, что в этой деревне живут очень богатые люди, потому как желающие заработать 500 рублей за каких-нибудь двадцать минут работы долго не находились. Наконец, таковой объявился. Едем на лодке, в голове сидит мысль: «А вдруг гора рассердится, что я нарушила обещание не беспокоить ее, и нашлет нам еще какую-нибудь неприятность?» В подтверждение над той самой вершиной буквально за считанные секунды появляется жуткого вида туча. Конусообразная, с совершенно черным основанием, идущим от горы, она расползается на полнеба.
Гилдакин 2010.. p0000294 (Спорт)
     Не сочтите меня чокнутой, где-то на уровне подсознания у меня пробивалась рациональная мысль: «Ты вообще соображаешь, что разговариваешь с горой?!» Ха, конечно, соображаю и полностью отдаю себе в этом отчет. Не знаю, то ли там аура такая, то ли я себя так настроила, но после всего происшедшего легко поверить во всякую мистику. Одним словом, продолжаю «диалог»: «Слушай, ну ты сильно не сердись, плиииз, я только одним глазком посмотрю, ну интересно же... Ну а если ты так уж сильно против, то подай тогда какой-нибудь знак. Ну, такой, чтоб без травм, но конкретный, чтоб сразу понятно стало». Вспоминаю ту статью из Интернета и мысленно обещаю поделиться шоколодкой, лежащей в рюкзаке. Да что там поделиться, хочешь — бери всю, только пропусти. Туча исчезает почти так же быстро, как и появилась.

В этих «разговорах» проходит выгрузка из лодки. Поскольку время уже далеко послеобеденное (а пройти до ночевки хочется по-максимуму), поэтому сразу отправляемся. Сначала идти — одно удовольствие. Дорога накатана тяжеловозами. После кочек — вообще Бродвей! Однако с каждым километром дорога становится все более заброшенной и заросшей, под конец — это две еле угадываемые колеи с травой по пояс. Слева — лес, справа — то самое озеро-луг, которое мы утром пытались взять штурмом с другого берега. Снова появляется вода и местами — о, привет, кочки! — а местами — раскисшая глина. Именно на ней временами отключающееся от усталости сознание чисто машинально фиксирует медвежий след. Причем довольно крупный. Затем еще один, и еще. А вот рядом маленький. И еще один маленький, но побольше предыдущего. Вау, круто, медведица с двумя медвежатами. Идут с нами в одном направлении, правда, потом следы сворачивают к озеру. Ну ясно, пошли рыбу ловить. Которой, как говорят местные жители, этим летом практически нет. Так же как и ягод. Лето жаркое, засушливое. Звери, соответственно, голодные.

Дальше двигаемся уже не по заросшей дороге, а по звериной тропе, и когда начинает темнеть, устраиваемся на ночевку, рядом с лесной речушкой. Пока поставили палатку, приготовили ужин, уже конкретно стемнело. Только уселись с тарелками, тут смотрю, Вася как-то так нехорошо напрягся и говорит: «Пошли-ка ужинать в палатку». Опытный турист, за плечами которого не один десяток походов, он, конечно, сразу услышал то, чего не услышала я — жалкий дилетант в туристическом деле. А услышал он короткий предупреждающий рык возвращающейся с рыбалки медведицы, от чьей тропы мы расположились буквально в 2-3 метрах. В переводе на человеческий язык она хотела нам сказать что-то вроде: «Так, свалили отсюда по-быстрому, а то я за себя не отвечаю». Нетрудно догадаться, что дважды нас уговаривать не пришлось.

Гилдакин 2010.. p0000492 (Спорт)
        А теперь представьте себе ощущения двух людей в глухой тайге, ночью, без оружия, отделенных тонким слоем брезента от рычащей зверюги. Думаю, никому не надо объяснять, что значит повстречать в лесу медведицу с детенышами. И если Василий в подобной ситуации уже оказывался, то я испытывала ну просто непередаваемые ощущения. Выброс адреналина просто зашкаливал. Конечно, Вася успокаивал тем, что медведь в палатку не сунется, потому как зверь в принципе осторожный, а палатка все-таки предмет незнакомый, да я и сама про это слышала, но в данной ситуации в душу закрадывались смутные сомнения: а вдруг эта медведица не в курсе, что медведи в палатки обычно не суются, или наоборот, у нее уже есть опыт общения с палатками, и она знает, что в ней имеют обыкновение сидеть упитанные перепуганные туристы? Особенно «обрадовал» Вася, сказав, что она сейчас медвежат спрячет, а сама придет еще раз на разведку.

Гилдакин 2010.. p0000499 (Спорт)
        Как вы думаете, можно ли заснуть в таких условиях? Да еще как! Все-таки усталость берет свое. Я даже сон успела увидеть, как будто нас много, и мы затеяли играть в волейбол на поляне, из-за чего перепуганный медведь драпанул куда подальше со всех лап. На этой приятной ноте я проснулась и первое, что услышала — это тяжелую поступь зверюги, кружившей вокруг палатки. Крутой облом всем радужным сновидениям! Послушав это минут пятнадцать, пришла к философскому выводу: не можешь изменить ситуацию — забей на нее. И снова заснула.
       Проснулась уже утром. Вася собирал вчерашнюю посуду и сообщил, что медведица стоит в метрах двадцати от нас и наблюдает, что мы собираемся дальше делать. Я ему рассказала про знак, который просила нам подать в случае, если Гилдакин против нашего вторжения. На что Василий засмеялся и сказал:

- Ну вот тебе и знак, понятней некуда. Она отвела медвежат как раз в ту сторону, куда нам надо идти. Поэтому мы сейчас разворачиваемся и топаем обратно.

Опять это слово «обратно»! Три попытки мы предприняли, чтобы добраться до этой заколдованной горы, и все три заканчивались возвращением. Искушать судьбу дальше было опасно — медведица караулила каждый шаг. «Провожала» она нас еще метров 150, пока не убедилась, что ее детенышам ничто не угрожает.

Возвращалась со смешанным чувством — досады от того, что не удалось покорить строптивую вершину, и радости, от того, что меня не съели. Даже не знаю, какое перевешивало. Наверное, все-таки последнее. Тем не менее, предприняла последнюю попытку «договориться» с Гилдакином: «Ладно, в этом году, я смотрю, ты не в духе. Давай попробуем еще раз. На следующий год. По уже установившейся традиции, если ты не против, подай какой-нибудь знак».

Знак не замедлил явиться в виде мужчины лет сорока, который единственный повстречался нам по возвращении в деревню.

Почему-то именно он, бывший житель этого села, обосновавшийся сейчас в Комсомольске, повстречался нам. Услышав о цели нашей поездки, немедленно разговорился. Оказывается, он был на Гилдакине раз шесть. После того как побывал там первый раз, гора манила его снова и снова. Мог проснуться среди ночи с мыслью: надо идти. Вставал и шел. Наваждение прошло после того, как переночевал на вершине. Уж не знаю, насколько можно верить его словам, но он тоже рассказывал про галлюцинации, которые посещают при приближении к Гилдакину. Так, например, он слышал голос матери, зовущий его. Или явно чувствовал запах жареной картошки, стоило только о ней подумать. На самой вершине не раз наблюдал светящиеся шары, кружившие в небе. Еще рассказал, что с обратной стороны горы есть пещера, которую издавна могли посещать только нанайские женщины. Переночевав там в одиночестве (брр-р-р!!!), шаманка могла отколупать себе маленький магнитик (гора-то магнитная!) и, зашив его в мешочек, носить как амулет. Больше никто ничего с горы уносить не может. Опять же, не знаю, насколько это правда, но этот же мужчина рассказал о геологах, установивших на горе свою вышку (вышка там действительно стоит). Так вот, они, якобы, уволокли с собой с горы увесистую плиту. И буквально через несколько дней эту самую плиту двоим из них пришлось положить на могилу третьего в качестве надгробного памятника.

Не смотря на все эти страшилки, я все-таки решила, что это как раз тот самый знак, что мне стоит еще раз испытать судьбу. Ну а что, Гилдакин, как я поняла, слабаков не любит, а я испытание на прочность уже прошла!