Древние

Мочика. Царство крови и золота


Золотой ритуальный нож. Культура мочика. Первая половина I тысячелетия
В то время, как на юге Перу существовали культуры паракас и наска, на севере расцветала не менее яркая культура народа Мочика, подарившая потомкам монументальные пирамиды и великолепные произведения из золота.
Открытие этой культуры произошло в конце XX в. Зимой 1987 г. полиция городе Ламбайеке получила сведения о том, что банда уакерос разграбила богатое захоронение в районе деревни Сипан на северном побережье Перу. Преступников удалось арестовать, и в руки полицейских попали поистине сказочные сокровища, среди которых выделялась великолепная золотая маска, инкрустированная изумрудами. Оказалось, что грабителям посчастливилось раскопать инкское погребение, находившееся под огромной платформой из кирпича-сырца, в стороне от двух пирамид, считавшихся главной достопримечательностью Сипана.
Ценность находки была столь велика, что в Сипан направили археологическую экспедицию под руководством директора Национального музея Вальтера Альвы. Результаты раскопок буквально потрясли весь мир — под полом позднего инкского склепа обнаружилось еще несколько погребений, с иными чертами обряда. А в самой толще гигантской платформы ученые нашли потайной ход, который привел их в комнату, где, облаченный в парадное одеяние и позолоченный шлем, лежал скелет воина с отрубленными ступнями. Археологи решили, что это страж захороненного где-то неподалеку правителя. Вскоре они обнаружили погребальную камеру с деревянным саркофагом. Покоившийся в саркофаге мужчина, возраст которого определили в 35-40 лет, получил имя Владыки Сипана. Вместе с ним в толще платформы были похоронены еще двое мужчин и три женщины, у некоторых отсутствовала левая ступня. В нише находился скелет сидящего десятилетнего мальчика со скрещенными ногами.
Все помещение было уставлено керамическими сосудами с остатками пищи. На полу и в саркофаге лежали сотни золотых украшений, принадлежавших некогда Владыке Сипана. А в правой руке покойного — золотой брусок и скипетр-нож, украшенный золотым навершием с изображением сцены битвы. В левой Владыка сжимал медный брусок и медный же скипетр. Рядом с черепом находилась прекрасная диадема из кованого золота в форме полумесяца: длина ее составляла 62 см, а высота — 42 см. Среди прочих сокровищ выделяются шейная цепь из крупных золотых и серебряных бусин, трещотка из чеканных золотых пластинок с массивной медной рукояткой, золотые колокольчики с изображенным на них божеством, серьги с подвесками из золота и бирюзы и великолепное ожерелье из серебра и золота в виде скорлупок земляного ореха. Кроме золота в гробнице оказались тысячи жемчужин, украшавших некогда наряд Владыки, и большое количество бирюзы.
Бог войны. Цивилизация Мочика
Раскопки показали, что и пирамиды, и платформа созданы народом мочика, владевшим долинами на севере Перу с V в. до н. э. по VII в. н. э. Инки лишь использовали древнюю постройку, чтобы замаскировать погребение какого-то знатного военачальника.
Работы, проведенные в Сипане в последние годы, принесли еще немало удивительных открытий. Так, в одной из огромных пирамид Сипана были обнаружены фрески с изображениями религиозных церемоний, сюжеты которых повергли исследователей в шок. На них нарисованы огромные пауки, сидящие на вершинах пирамид, и вереницы людей, приносящих им связанных по рукам и ногам пленников. Этот ритуал имитировал расправу паука со своей добычей: веревки играли роль паутины, а жрецы-владыки Мочика, наряженные гигантскими насекомыми, перерезали горло связанным жертвам и пили их кровь. Подобные же росписи найдены и во внутренних залах одной из крупнейших построек цивилизации Мочика — так называемой Пирамиды Луны вблизи города Трухильо.
Культура Мочика известна своей уникальной портретной керамикой. Мастера работали только с тремя красками: красной, белой и черной. Сосуды имитировали человеческие лица со всеми присущими им особенностями. Археологи предполагают, что эта традиция уходит корнями в архаический культ «мертвых голов», прослеживающийся в ранних культурах побережья.
Упадок древней цивилизации мочика относится к VII в. В этот период некогда могущественные властители побережья Перу под натиском воинственных соседей оставляют речные долины и уходят еще дальше на север. Кто же пришел им на смену? Вероятно, это были потомки других величественных культур, появившихся в горных долинах Анд, — тиауанако и уари (вари).

Город, построенный богами

Тиауанако, расположенный на высоте 4 тыс. м над уровнем моря, на берегу озера Титикака, является самым высокогорным поселением доколумбовой Америки. Большинство ученых считают, что Тиауанако возник около III в. до н. э. и был оставлен жителями не позднее XI в. н. э.
Глиняный сосуд в форме обезьяны. Культура мочика.
В период расцвета, в VI—LX вв., Тиауанако являлся не только крупным религиозным центром, но и столицей обширного государства. Судя по типичным находкам изделий тиауанакских мастеров, власть правителей высокогорного города распространялась до побережья Тихого океана и далее на юг, до северных районов современного Чили.
Город занимал площадь примерно 3 кв. км, а его население составляло почти 20 тыс. Здесь из камня возводили храмы, дворцы, культовые платформы, колонны в образе человека высотой до 7 м. Центром города считаются огромный дворец (130 х 135 м), внутрь которого вели Ворота Солнца высотой 3 м, высеченные из монолита, и искусственный
холм, или «пирамида» Акапана, высотой 15 м со торонами основания более 200 м. Возможно, это естественное возвышение, облицованное огромными каменными монолитами весом до 100 т каждый. На вершине Акапаны расположен выложенный камнем хискусственный водоем размером 80 х 40 м и глубиной до 7 м. В недрах пирамиды проложена сложная система водоотводных каналов.
На вершине платформы, называемой Пума Пунку, также сохранились остатки рукотворного водохранилища. Кроме того, Пума Пунку украшает громадный монолит — Ворота Луны. Найденные рядом с Воротами Луны золотые гвоздики позволяют предположить, что некогда монолит был облицован листовым золотом.

Сокровища владыки Сипана

Один из самых загадочных памятников Тиауанако — храм Каласасайя. его площадь — 15 тыс. кв. м. Основанием служит платформа, обнесенная стеной из монолитных колонн, пространство между которыми заполнено отшлифованным камнем. Австрийский исследователь Познански считал Каласасайю обсерваторией, ориентированной на точки солнцестояния и равноденствия.
Название Тиауанако в переводе с языка кечуа означает «садись, гуанако» (гуанако — быстроногое животное, близкий родственник ламы). По легенде, инка Майта Капак так обратился к юноше гонцу, доставившему весть об обнаруженных на берегу озера Титикака гигантских развалинах. Инки всегда придерживались убеждения, что до прихода в мир их прародителей Манко Капака и Мамы Окльо на земле царили дикость и варварство. Поэтому они поразились циклопическим руинам Тиауанако и посчитали его «городом, построенным богами».
Великий город был признан легендарной прародиной инков, и археологи нашли факты, подтверждающие это. В полуподземном храме рядом с Каласасайей найдена статуя, получившая название «Бородатый идол», поскольку ее отличительной чертой является внушительная борода. Известно, что у индейцев слабо развит волосяной покров на лице и бородачей среди них нет. Тем не менее древняя традиция инков говорит о том, что верховный бог и создатель мироздания Виракоча Пачакамак в своей земной ипостаси был как раз высоким, белокожим и бородатым старцем. Сопровождавшие его спутники назывались просто виракочами и тоже обладали светлой кожей и бородами. По легенде, именно они основали город на берегу священного озера.
К северу от Тиауанако, близ современного города Аякучо, сложилась еще одна мощная держава — Уари, культура которой во многом близка культуре Тиауанако. Но если правители «города, построенного богами» направляли свою экспансию на юг и запад, то цари Уари расширяли свое влияние на север, за короткий срок распространив власть на земли древней цивилизации мочика и далее к северу. Большинство городов этой части страны несут следы сильного культурного влияния Уари. Новая держава, просуществовавшая примерно 300 лет, с 600 до 900 г., сумела создать единый политический и хозяйственный организм, соединив области страны мощеными дорогами и закрепив свое господство строительством новых городов и торговых станций. Этот опыт позднее использовали инки в управлении своей империей.
В X в. господству Уари приходит конец. Население покидает и берега озера Титикака. На смену двум державам появляется множество небольших царств, власть которых редко распространялась дальше одной двух речных долин. Среди них самым крупным и сильным было царство Чиму, или Чимор, сохранившее наследие первых империй и донесшее его до эпохи инков.

http://www.historie.ru/civilizacii/gosudarstva-yujnoy-ameriki/48-mochika-carstvo-krovi-i-zolota.html

Госпожа Као. Культура Мочика (Моче), Перу.



Золото Мочика

Начало этой истории драматично: раскопавший древнюю могилу человек погиб. Впрочем, его смерть вряд ли можно считать неизбежной карой разгневанных богов (вспомним некогда наводившее суеверный ужас «заклятие пирамид»!) — скорее то был несчастный случай. Ведь здесь, в долине Ламбаеке на севере Перу, многие крестьяне испокон веку занимаются своего рода любительской археологией. Уборка урожая сахарного тростника — работа сезонная, и местные жители вновь и вновь перекапывают соседние террасы, сложенные из древних кирпичей, в надежде выудить из земли что-нибудь ценное, годное на продажу. А полиция, пытаясь вернуть расхищаемые ценности государству, нередко применяет оружие...
И вот осенью 1987 года искатели кладов раскопали в одной из старых террас золотые предметы. Дознавшись, полиция потребовала очистить Место захоронения, которое сразу оцепили и позвонили в археологический музей Ламбаеке с просьбой прислать специалиста. Однако ночью крестьяне из поселка Сипан попытались проникнуть за оцепление, началась стрельба, и в результате — один из них смертельно ранен.
Эти две звериные маски из чистого золота скоро засияют полным блеском. Произойдет это чудо восстановления не в самом Перу, а в Европе: находки из сипанского захоронения будут доставлены в Майнц (ФРГ), в Центральный Римско-Германский музей. Сотрудники музея — сорок опытных реставраторов — с помощью самой современной лазерной и ультразвуковой техники очистят эти уникальные предметы и отполируют их. Реставрационные работы должны завершиться в 1992 году, потом сокровища индейцев моче отправятся на родину.
Известие о том, что в захоронении обнаружены старинные предметы, тридцатисемилетний доктор археологии Вальтер Альва воспринял довольно пессимистически. Он уже не раз приезжал на подобные вызовы и всегда заставал лишь развороченную землю, отвратительную мешанину из обломков человеческих костей и мусора.
Кирпичные террасы и руины древних пирамид на севере современного Перу — наследие некогда населявших эти края индейцев, создателей культуры Мочика с центром Моче. Они обитали на территории между Андами и Тихим океаном в начале нашей эры, а к седьмому веку их культура достигла полного расцвета. Из обожженных на солнце глиняных кирпичей индейцы воздвигали прекрасные храмы и гигантские мавзолеи. Древние буквально осыпали своих мертвецов золотом. Захоронения отличались особой пышностью, однако археологи не могут похвастать интересными находками из гробниц этого периода — золотые вещицы доколумбовых времен стоят на черном рынке чрезвычайно дорого. Прекрасные произведения искусства, уникальные золотые и медные украшения, замечательная керамика — сколько бесценных для науки открытии и свидетельств из жизни наших предков поглотил ненасытный черный рынок?!
На этот раз ученым повезло. Кажется, судьба сжалилась над ними и щедрой рукой восполнила многие потери и разочарования — археологи вносили в свой каталог одну драгоценную находку за другой. Через год доктор Альва и его коллеги составили наиболее полную коллекцию предметов культуры доколумбовой поры на Американском континенте — таинственной и древней культуры Мочика.
Доктор Альва и его коллеги полагают, что гробница принадлежит правителю страны, объединявшему функции главного жреца и военачальника. Здесь же обнаружили еще несколько захоронений, по-видимому, это была свита умершего, его личная прислуга — телохранитель, воин в доспехах и еще один мужчина, видимо, посыльный или егерь, похороненный вместе с собакой, возможно, одной из тех пятнистых охотничьих собак, которые встречаются на рисунках той поры, изображающих царскую охоту на оленей. В изголовье и у ног правителя покоились останки двух молодых женщин. В погребальной камере найдено и множество разнообразных предметов.
Каждый археолог мечтает найти нетронутые древности. Мечта доктора Вальтера Альвы, его коллег и помощников обернулась явью, когда они обнаружили останки «телохранителя» (1). «Телохранитель» в воинских доспехах лежал на четырехметровой глубине у входа в погребальную камеру — он как бы продолжал нести свою вахту, охраняя загробный покой своего повелителя. Продолжая раскопки, археологи заметили следы каких-то деревянных балок (2) — по всей вероятности, это опоры, некогда подпиравшие потолок в погребальной камере. Еще и еще в глубину — и появились массивные медные шарниры замечательной красоты и отпечатки толстых досок — гроб (3) властителя. Повелителю Сипана было не более тридцати лет. Что послужило причиной его смерти! По его останкам можно с достаточной вероятностью предположить, что он умер не насильственной смертью. Его рост — 165 сантиметров. Специалисты определили у него артрит в начальной стадии и кариес третьего зуба (клыка). Этих данных, конечно, слишком мало, чтобы строить какие-то гипотезы... В изголовье и в изножье властителя покоятся останки двух молодых, примерно двадцатилетних, женщин (4,5), возможно, что его жены или наложницы. По левую и правую руку царственного покойника захоронено еще двое мужчин (6,7), один из них вместе с собакой. Загадочным представляется вот что: в скелете «телохранителя» отсутствуют обе ступни, а у одного из мужчин рядом с повелителем, как и у каждой из женщин, недостает по одной ступне. Возможно, что входило в ритуал похорон: умертвив близких высокопоставленного покойника, им отрубали ступни, чтобы они в загробном мире не могли покинуть своего повелителя.
Раскопки гробницы сипанского правителя позволили наконец более полно взглянуть на культуру Мочика. По всей вероятности, эти люди не создали своей империи, однако их владычество распространялось на довольно большой территории побережья — около 350 километров. Подобно древним шумерам в Месопотамии, они использовали орошаемое земледелие и создали хитроумную систему оросительных каналов, превратив свои неплодородные земли в маленький оазис изобилия. Плодами его кормилось свыше пятидесяти тысяч человек, гораздо больше, чем ныне. По уровню ткачества индейцы моче не уступали знаменитым инкам, которые появились на исторической арене 1200 лет спустя. Моче строили пирамиды и достигли потрясающих высот в искусстве обработки металлов. Но особенно интересной оказалась обнаруженная в гробнице керамика. Свыше тысячи горшков, мисок, кувшинов и кувшинчиков внесли археологи в свой каталог. Некоторые сосуды причудливо разрисованы, красная и оливковая краски к тому же хорошо сохранились. На первый взгляд рисунок росписи производил впечатление какого-то непривычного орнамента, но, присмотревшись, исследователи увидели определенные, вполне реалистичные и часто повторяющиеся мотивы. Например, сцена похорон: двое мужчин с видимым усилием спускают на веревках в яму длинный, похожий на гроб предмет. Часто изображаются фигуры воинов, горбуны, связанные пленники с искаженными от боли лицами, женщины, рожающие детей, эротические сцены и охота. Сотни других горшочков, вылепленных из красной глины, не расписаны и выглядят проще, однако они сделаны наподобие маленьких скульптур — целая армия глиняных горшков-гномов! Многие из этих скульптурных сосудов явно воспроизводят одни и те же образы — нечто вроде нашего массового производства. Горшки изображают сидящих, стоящих и коленопреклоненных пленников с веревочными ошейниками, обнимающихся влюбленных и лица, посылающие нам воздушные поцелуи.
Сипанская терраса воздвигнута около 300 года нашей эры, а к десятому веку культура Мочика уже угасла. Что послужило причиной ее заката? По мнению некоторых ученых, эта культура была уничтожена в результате вторжения с запада воинственных горных племен. Другие полагают, что происходило совершенно мирное, но длительное проникновение чуждых народов с юга, которые понемногу ассимилировались с индейцами моче. К сожалению, гробница повелителя Сипана пока еще не дала ответа на этот вопрос. Тем не менее ценность открытия как для археологической науки, так и для расширения наших представлений о прошлом человечества неизмерима. По мнению специалистов, за всю историю перуанской археологии подобных находок еще не было. Такое событие, пожалуй, сравнимо лишь с сенсацией 1911 года, когда американским историкам удалось пробиться сквозь джунгли к горной цитадели Мачу Пикчу.
По материалам журнала «Гео» подготовила Галина Леонова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий