Путешествие подводного археолога
Познавательный рассказ подводного археолога Виктора Лягушкина о том,
как проводятся исследования затонувших кораблей и что удается найти.
как проводятся исследования затонувших кораблей и что удается найти.
90 % работы подводных археологов составляет изучение архивов. Именно там время от времени удается получить данные о перемещениях кораблей и определить место, где затонуло судно. После этого археологи сканируют морское дно гидролокатором, чтобы обнаружить объект. Нередко они не находят ничего или наталкиваются на другой корабль.
----------------------<cut>----------------------
Один из кораблей, на котором археологи отправляются в море.
После того как корабль найден, начинается самое интересное. Команда водолазов ныряет и пытается идентифицировать судно. Сделать это непросто, особенно в соленых водах, где много червяка-древоточца. В данном случае корабль был идентифицирован почти сразу – парусно-винтовой фрегат “Олег”, затонувший в 1859 году. Так легко определить, что же это за корабль, – большая удача.
Штурвал корабля двойной, он дублировался под мостиком. Его крутили 4 матроса.
Якорный шпиль. На него вручную накручивали якорный канат.
Большинство кораблей распадаются на части и выглядит примерно так.
Или вот так: от бортов отвалились доски и юферсы.
Работа на объекте начинается с того, что его надо замерить, заснять и попытаться идентифицировать характерные размеры, надстройки, вооружение и т.д.
Видеосъемка при разметке.
Маркировка балок для измерения борта.
Часто на судне есть предметы, по которым его можно идентифицировать. Например, носовая пушка шхуны “Луиза”, затонувшей в 1836 году.
Или трехфунтовая пушка баркаса “Тобиас”, затонувшего в 1740 г.
Лафет транспорта “Америка”, затонувший в 1859 г.
Якоря корабля.
Керамика, по клеймам которой можно определить год ее создания.
Бутылки с каким-то содержимым или без него тоже могут подсказать дату своего производства.
Если на поверхности ничего не лежит, приходится копать.
Археолог нашел штаф-юферс транспорта “Америка”.
Все в обязательном порядке зарисовывается и фотографируется.
Рисуют на пластиковых планшетах карандашами. Прежде чем что-то трогать, все фотографируют, чтобы зафиксировать, что и как лежало.
Основная опасность при таких работах – возможность потеряться в открытом море…
…или запутаться в сетях. Археологи работают командой, чтобы быстро прийти на помощь друг другу.
Балтийское море очень сложное для судоходства, поэтому корабли тонули тут постоянно. Почти куда ни нырни, найдешь останки судов.
А если поплавать на мелководье с миноискателем, обязательно найдешь что-нибудь со времен Второй мировой.
Зенитная пушка.
В трюме корабля 18 века найдены три бочки сала 1724 года выпуска!
И бочонок с зерном, которое практически не пострадало. Все находки отправляются на экспертизу.
Неидентифицированный шведский корабль, погибший во время Выборгского сражения неподалеку от Березовых островов. На борту четырехфунтовая пушка и скелет матроса около нее – видимо, он так и не ушел со своего поста.
Из интересных находок – столовый сервиз из капитанской каюты фрегата “Олег”. В бутылочках остались соль, перец и уксус.
Трубки голландских моряков.
Коллекция бутылок. Они характерны для своего времени и очень важны при идентификации.
Голландский фарфор.
Эфес шпаги с броненосца “Гаргут”.
Один из первых в мире штурвалов (16 век).
http://nnm.me/blogs/thread1/puteshestvie-podvodnogo-arheologa/
Комментариев нет:
Отправить комментарий